КОУ "Мегионская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
город Мегион Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  • Образовательные стандарты и требования

    Федеральные государственные образовательные стандарты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

    Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) принципиально новый документ, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью. Сфера его действия будет охватывать области образовательной практики, которые с единых системных позиций никогда ранее не нормировались.

    Формирование у руководящих и педагогических работников четкого представления о том, как построить образовательный процесс в школе, руководствуясь требованиями ФГОС – наиболее актуальная на сегодняшний день задача.

    Для того чтобы понять сущность ФГОС, необходимо понять идеологию образовательного стандарта. Сегодня стало ясно, что образовательный стандарт должен служить не средством фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентировать образование на достижение нового качества, адекватного современным (даже прогнозируемым) запросам государства, общества, личности. Это определяет идеологию создания школьного стандарта, его направленность. Идеологическое назначение и функции стандарта определены в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно ст.11 закона, Федеральные государственные образовательные стандарты и Федеральные государственные требования обеспечивают:                                                                                    

    1) единство образовательного пространства РФ;                                                                               

    2) преемственность основных образовательных программ;                                                             

    3) вариативность содержания образовательных программ, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;                                                                     

    4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

    Еще совсем недавно приоритетом в системе школьного образования являлись знания, умения  и навыки. В условиях современного информационного общества, когда знания общедоступны и фактически любой гаджет обеспечивает оперативный доступ к ним, ценностью первого плана становятся способы деятельности школьников как ключевые образовательные результаты. Необходимыми оказываются не сами знания, а знания о том, как и где их применять, в каких жизненных ситуациях, чтобы обеспечить успешность своего развития. Именно в этом и заключается основное идеологическое направление стандарта.

    Напомним, что в основе ФГОС лежит системно-деятельный подход, он определяет требования к результатам образования. Бесспорно, что учебный процесс в современных условиях, а такие условия сегодня создает информационно-образовательная среда, разительно отличается от прежнего. Он направлен на создание опыта работы с информацией, ее целесообразного применения, обеспечивающего развитие каждого школьника. Во главу угла ставится выработка умений самостоятельного приобретения и применения знаний согласно личностным целям и потребностям, решение актуальных для учащихся проблем. Большое значение отводится формированию способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях.

    Нормативные документы по введению ФГОС  ОВЗ

    При введении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью каждая образовательная организация  должна опираться на следующие документы:

    1. Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» от  29.12.2012г. №273-ФЗ

    2. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

    3. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

    4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 г., регистрационный номер 61573)

    5. Приказ Минобрнауки РФ  от 31.03.2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

    6. Письмо Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»

    7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

    8. Приказ Минобрнауки РФ "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" от 04.10.2010 № 986

    9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638.

    10. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 № 177 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности"

    11. Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

    12. Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»

    13. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 N ВК-2270/07 "О сохранении системы специализированного коррекционного образования"

    14. Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья (проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie